Я бегу, следовательно, я существую; а точнее, я бегу, следовательно, если мне хоть немножко повезёт, я по-прежнему буду существовать.

* Ринсвинд


Легенда о Чмучмумбриках


Игорь Вустянюк шёл по улицам 29 кабинета и вдруг услышал какие-то голоса. Под партой.

Он посмотрел под парту и обнаружил там Лёшу Сушкова и Вадика Покровского.

– Э-э-э… А что вы тут делаете?

– О чмучмумбриках говорим! – ответил Лёша.

– Тише ты! – перебил его Вадик. – Это же тайна! Зачем же мы тогда под парту лезли?

Игорь и раньше слышал о неких «чмучмумбриках» и знал, что все люди, изучавшие их, были очень странными и слегка сумасшедшими.

– Ну ладно, – сказал Вадик Игорю. – Если ты уже и так услышал нашу «тайну», то залезай к нам под парту.

– А обязательно? И мне хватит места?

– Хватит!

Представьте себе парту посреди класса, под которой сидели три ученика (явно туда не помещаясь) и о чём-то разговаривали.

– А почему это тайна? – спросил Игорь, едва сумев залезть под парту.

– Э-э-э… Честно говоря, мы сами об этом не задумывались, – ответил Лёша, затем спросил Вадика: – Так почему это тайна?

– Сам не знаю! – ответил Покровский.

Игорь пожал плечами при столь странном ответе, затем попросил рассказать ему об этих «чмучмумбриках».

– Чмучмумбрики – это очень удивительные существа, – ответил Лёша. – Они всё видят, но их никто не видит; они всё знают, но их никто не знает; они существуют везде и нигде одновременно! Их рост довольно разнообразен: они могут достигать величины от нескольких сотен Покровских…

– Сколько раз я тебе говорил не использовать меня в качестве единицы измерения?!!!

– Э-э-э… М-м-м… Величины от пары сотен Колебошинов до роста с оценку в журнале. Они живут в Чмучмуритме – специальном городе, скрытом от глаз смертных. И несмотря на то, что их нельзя увидеть, услышать, потрогать или унюхать, они существуют!

Из этой реплики Игорь почти ничего не понял.

– Но как, – спросил он, – вы узнали о их существовании, если их нельзя увидеть, услышать, потрогать или унюхать?

– Дело в том, – ответил Лёша, – что чмучмумбрики могут появляться только одним, определённым людям, а для остальных оставаться невидимыми.

– Так вот, ближе к делу, – подал голос Вадик. – Мы собираемся отыскать тот самый город Чмучмуритм. Это будет довольно опасное путешествие…

– А можно с вами? – заинтересовался Игорь, который всегда любил принимать участие во всяких приключениях.

– Ну-у-у… Наверное можно, – ответил Лёша. – К тому же чмучмумбрики – очень добрые существа. Я рассчитываю, что они мне окажут помощь в одном деле…

– Чмучмуритм – очень странный город, – добавил Вадик. – В него ведут несколько дорог, но эти дороги такие же, как и сами чмучмумбрики: существуют везде и нигде одновременно.

– Ничего, разберёмся, – ответил Игорь, подозревая, что это путешествие затянет его на самый край света.


Итак, совершив необходимые приготовления, три путешественника отправились в путь.

На полпути к выходу из Лицея они чуть не врезались в Артёма Свиридова.

– А куда это вы собрались? – спросил он.

– На поиски Чмучмуритма! – ответил Лёша.

– Опять ты проговорился? Это же тайна! – воскликнул Вадик, хотя он и сам не понимал, почему это должно было быть тайной.

И опять началось то же самое. Когда же Лёша и Вадик, постоянно перебивая друг друга, рассказали Артёму о том, кто такие чмучмумбрики и что такое Чмучмуритм, Артём очень заинтересовался. Особенно его заинтересовало то, что «чмучмумбрики могут появляться только некоторым людям».

– Вы подали мне новую идею! – сказал Артём. – Я последнее время очень активно занимаюсь исследованием «феномена ПИ-44».

– Чего-чего-чего?

– ПИ-44 – это некий загадочный ученик, который не делает домашние задания, не завязывает шнурки, учится плохо, не ходит в школьной форме… то есть самый непорядочный ученик. Многие учителя говорят ученикам о нём. Например, если ученик не может решить задачу, то они говорят, что «так бы сделал ПИ 44», и это заставляет ученика сосредоточиться на задаче…

– Но при чём тут чмучмумбрики?

– Дело в том, – ответил Артём, – что ученики уже много лет пытаются найти этого ПИ-44, а учителя постоянно твердят о нём. И вот мне кажется, что ПИ-44 – это чмучмумбрик, который является только преподавателям!

«Ну вот!» – подумал Игорь. – «Ещё одним сумасшедшим в нашей компании больше!». Он не понимал, что скоро сам станет таким.


– А теперь нам надо раздобыть стулья! – заявил Лёша, подходя к выходу из Лицея.

– Но зачем нам стулья? – спросил Артём.

– Ну как… Чтобы на них ехать!

– ЕХАТЬ НА СТУЛЬЯХ?!!! – воскликнул Игорь.

– Ну это очень удобно, – возразил Вадик. – Если хотите, можете идти пешком, а мы с Лёшей на стульях поедем.

– Э-э-э… И где вы их достанете?

– В ближайшем кабинете. Например, в пятом.

Лёша и Вадик пошли в пятый кабинет, чтобы взять оттуда стулья. Но они не заметили, что в этом кабинете как раз проходило учительское совещание!

Учителя вначале ничего не сказали, ожидая, что сделают лицеисты. Вадик и Лёша, так и не заметив учителей, подозрительно смотрящих на учеников, ворвавшихся в кабинет в самый разгар обсуждения, взяли два стула из середины класса, и потащили к выходу. Тут один из учителей не выдержал:

– Зачем вам стулья?!!! У нас же совещание!!! Не могли бы в другой кабинет зайти?!!!

– Но нам нужны стулья для поисков Чмучмуритма! – ответил Лёша. Чуть позже он понял, что зря это сказал.

Разъярённые учителя, злящиеся из-за того, что их прервали в самый важным момент совещания из-за какого-то «Чмучмуритма», с рёвом оттащили математиков от стульев, и вышвырнули из 5 кабинета.

– Да уж, – пробормотал Вадик. – Придётся обходиться без стульев.


Итак, четыре путешественника открыли двери Лицея, и вышли на улицу. Под дождь и грозу.

– Э-э-э… Может, вернёмся, и возьмём зонтики?

– Поздно! – ответил Вадик, заглушая грохотание грома. – Не надо терять времени. К тому же возвращаться назад – плохая примета.

Игорь подумал, что в данном случае лучше пренебречь приметами, так как на находку сказочного Чмучмуритма он и не надеялся, а промокнуть и простудиться не хотел. Однако Вадик и Лёша настаивали на своём, а Артём соорудил себе что-то типа крыши из портфеля. Игорь последовал его примеру.

– С чего начнём?! – крикнул Игорь. Под этот ливень можно было только кричать, иначе другие бы ничего не услышали.

– Все дороги ведут в Чмучмуритм, – ответил Лёша, – поэтому мы можем идти куда угодно, всё равно найдём его.

Артёму и Игорю стало немного не по себе от того, что он только что сказал, но они последовали за Лёшей.


Путники шли уже десять минут под дождём. Вдруг внезапно они провалились в какую-то канаву. Очень мокрую.

Весь мир словно перевернулся. Дождь прекратился, однако вокруг был сплошной туман, и Игорь не был уверен, что сможет найти дорогу обратно к Лицею.

– Похоже, мы ступили на пограничные земли Чмучмуритма, – промолвил Вадик. Его голос подтвердился странным эхом.

Всё вокруг уже не напоминало Одессу. Артём и Игорь были абсолютно сбиты с толку. Из-за странного зелёного тумана они совершенно ничего не видели. Этот туман заставил насторожиться Артёма и Игоря, зато Лёша и Вадик шли уверенно, наслаждаясь невиданным миром чмучмумбриков.


Через несколько минут (или несколько десятков минут), они увидели Чёрную Тропу. Это была чёрная полоска земли, по которой ходили, издавая странные звуки, какие-то монстры.

Эти монстры носились взад-вперёд, у них мигали какие-то огоньки. Первая попытка перейти Чёрную Тропу закончилась неудачей: монстры чуть не растоптали путешественников.

– Это Стражи Чмучмуритма! – воскликнул поражённый Лёша.

Артёму и Игорю эти чудовища отдалённо что-то напоминали, но они не могли вспомнить, что именно.

Через минуту Стражи Чмучмуритма почему-то остановились, и четыре лицеиста, пока монстры не передумали, быстро перебежали Тропу.

– Похоже, на этот раз нас затянуло в такое приключение, из которого нам уже будет не выпутаться! – сказал Игорь Артёму. – Я не очень-то верил в существование этих чмучмумбриков, но теперь я вижу, что некоторые сказки таки являются правдой!

– Если очень захотеть, то можно и выбраться из этого чмучмумбрикового мира, – ответил Артём. – Достаточно только опять попасть под дождь и опять свалиться в какую-нибудь канаву.

Лёша и Вадик продолжали уверенно идти вперёд, не обращая внимания на сгущавшийся туман и возгласы Артёма и Игоря.


Наконец-то впереди показался какой-то дворец странного зелёного цвета.

– Это Чмучмуритм! – обрадовался Лёша, и со всех ног помчался к дворцу.

Друзья вошли во Дворец. Чмучмумбриков они нигде не видели, зато вокруг были целые горы еды!

Математики с восхищением осматривали залы Чмучмуритма, на стенах которого висели всевозможные яства. Они, правда, не были голодны, иначе бы накинулись на всё это моментально.

– Ну, похоже, мы достигли цели! – воскликнул Вадик. – Чмучмуритм – довольно уютное местечко. Осталось только найти самих чмучмумбриков.

Раздались шаги. Сквозь туман (а он был и в Дворце) был виден чей-то силуэт, направлявшийся к путешественникам.

– Это чмучмумбрик! – радостно заявил Лёша.

– Итак, наконец-то произошла долгожданная встреча Человеческой и Чмучмумбриковой цивилизаций! – воскликнул Артём.

Чмучмумбрик приближался. Выглядел он издалека точь в точь как лицеист в школьной форме.

– Здравствуй, незнакомец! Мы пришли с миром! – заявил Вадик.

Чмучмумбрик вплотную подошёл к математикам. Они посмотрели на его лицо. Это был… Антон, их одноклассник!

– Ой! А как ты сюда попал? – спросили они Антона.

– То есть? – переспросил он. Их вопрос сбил его с толку.

– Ты хоть понимаешь, где ты находишься? Это же Чмучмуритм!

– Какой ещё Чмучмуритм?! – ответил Антон. – Это же «Наталка»!!!

Всё вдруг перевернулось. Туман исчез. Друзья осмотрелись вокруг, и поняли, что это и в самом деле был никакой не Чмучмуритм, а просто «Наталка»!

Кассиры и охранники «Наталки» удивлённо посматривали на четырёх лицеистов, которые минуту назад вели себя как сумасшедшие.


– Итак, наш поход закончился! – сказал Лёша, как только они перешли автомобильную дорогу, которая и была той «Чёрной Тропой».

– Чмучмумбриков мы не нашли! – продолжил Вадик. – Вместо этого проходили неизвестно где и пришли в нашу «Наталку».

– А, может, мир чмучмумбриков очень похож на наш мир, – предположил Игорь. – Вот мы в нём и очутились.

– Тем более, что чмучмумбрики существуют везде и нигде одновременно, – сказал Артём. – Вот мы как раз и были тогда в одно и то же время везде и нигде.

– Но цель похода не была выполнена: то был не Чмучмуритм, а «Наталка». Никаких доказательств существования чмучмумбриков у нас нет, – заявил Вадик.

Тут Лёша споткнулся об что-то и грохнулся на землю. Через несколько секунд он поднялся, начал искать обо что же он всё таки споткнулся, но не нашёл этого.

– Странно… – пробормотал он.

И тут он нащупал (как ему показалось) какой-то предмет. Он взял этот предмет, и показал его на своей ладони.

– Глядите! – воскликнул он.

Его ладонь была пуста.

– И на что глядеть? – спросил Вадик.

– Как на что? На дощечку!

– На какую дощечку?

– На ту, что на моей ладони!

Однако ладонь Лёши оставалась пуста.

– Вы что, не видите? Я держу на ладони дощечку!

– А её можно потрогать? – поинтересовался Игорь. Он потрогал ладонь Лёши, однако никакой дощечки там не нащупал.

– Что ж, Лёша, – заявил Артём, – похоже, ты нашёл то, что искал. Это – подарок чмучмумбриков. Кроме тебя, эту дощечку никто не увидит, не почувствует, не услышит и не унюхает.

– Ты что, веришь Лёше? – изумился Игорь. – Ведь у него никакой дощечки нет!

– А почему бы и не верить? Осталось только узнать, зачем Лёше эта дощечка и какой от неё будет прок.

Тут Лёша воскликнул. Он с удивлением смотрел на свою ладонь (где, как он утверждал, должна была находиться дощечка) и начал что-то читать (видимо, то, что было на ней написано):

– «sin2α = 2 sinα cosα», «A = Fs»… Да тут есть формулы, какие только хочешь!!!

– Да не слушайте вы его! – заявил Вадик. – Это он дурачится!


Итак, путешествие четырёх сумасшедших лицеистов подошло к концу. Игорю и Вадику настолько осточертели эти чмучмумбрики, что они предпочли больше никогда о них не слышать. Лёша всем заявлял, что у него есть невидимая шпаргалка. Мало кто ему верил, однако все заметили, что контрольные он стал писать гораздо лучше, чем раньше…

Что касается Артёма, то у него появилась новая замечательная идея как найти ПИ-44. Он подумал, что раз ПИ 44 способны видеть только учителя, то он сам станет учителем Ришельевского Лицея. Однако случилось так, что он увидел знаменитого ПИ-44 до того, как стал учителем.

Но это уже совсем другая история.