Все-таки было в этом мире нечто неизменное. Например, гномы.

* Танис Полуэльф


Назад в Будущее


Урок физики. Сергей Валерьевич Колебошин рассказывал новую тему, ученики его слушали, а Федя… катался на стуле.

– Изображаем все силы, действующие на тело, – объяснял Сергей Валерьевич решение задачи. – А теперь…

Тут послышался большой грохот. Федя упал со стула, и ударился головой. Игорь и Саша подхватили Федю. А Федя после падения в себя прийти не мог, всё время какие-то формулы бормотал:

– F=ma, S=vt, m=ρV…

– Что случилось с Федей? – спросили все Сергея Валерьевича.

– Он стал физиком, – ответил Колебошин. Видя изумление на лице учеников, он добавил: – Вот в детстве я тоже сидел за задней партой, катался на стуле, упал – и стал физиком.

– Так Федя теперь перестанет быть математиком, и станет физиком?

– Да, – с грустью ответил Сергей Валерьевич. – Со мной тоже было почти так. Через некоторое время Федя придёт в нормальное состояние… Нормальное относительно физиков, а не математиков.

Затем прозвенел звонок.

– Так, – сказал Колебошин. – Урок окончен. Приглядывайте там за Федей, пока он не придёт в относительно нормальное состояние. А Игоря и Чайковского попрошу пойти со мной в восьмой кабинет. Я хочу вам кое-что показать.

Игорь и Саша последовали за Сергеем Валерьевичем в восьмой кабинет. Когда учитель открыл замок с помощью ключа, два ученика увидели новый физический аппарат посреди класса – парту, в которую была вставлена лопата, а также всевозможные приборы.

– Это – парта времени, – объявил Сергей Валерьевич. – Её изобрёл я. Я взял из подсобки 16-А кабинета всевозможные приборы, рассчитал потоки времени, совместил это всё, и пристроил в парту (такой элемент, как парта, замечательно подходит для путешествий во времени) – и получилась парта времени!

Игорь и Саша подумали «А не сошёл ли Сергей Валерьевич с ума?». Нет, судя по серьёзности в голосе, не сошёл.

– Чтобы переместиться во времени достаточно только ввести на цифровой клавиатуре время и дату путешествия, и повернуть эту лопату, которую я использую в качестве рычага, – сказал Сергей Валерьевич, а затем добавил: – Лопату, правда, у завхоза спёр.

– Гениально! – пробормотал Игорь. Непонятно, был ли это сарказм или настоящее удивление.

– И поскольку вы двое – одни из самых отважных и ответственных людей в Лицее, я хочу, чтобы вы мне оказали услугу. Это будет одновременно и научный эксперимент, и небольшая помощь мне.

Наступила минутная пауза, затем Колебошин Младший начал говорить:

– Недавно я решил пересмотреть свои старые журналы. И случайно я обнаружил, что у меня стоит двойка за контрольную по физике! И вот в чём заключается моя просьба: отправиться в прошлое, и исправить мне эту двойку.

Игорь и Саша, чувствуя, что к добру это дело не приведёт, пытались придумать отговорку:

– Ну-у-у… Э-э-э… Ну-у… У нас следующих урок – английский. Что нам сделает Светлана Владимировна, если мы опоздаем?

– Учитесь мыслить во всех четырёх измерениях! – ответил Сергей Валерьевич. – Когда вы захотите вернуться из прошлого, то вы сможете ввести на цифровой клавиатуре парты времени время за пять или десять минут до начала английского!

Саша отвёл Игоря в сторону:

– Я не знаю, правда ли всё, что говорит Сергей Валерьевич, но я предлагаю попробовать. Это будет довольно интересное приключение!

– Ну что ж… Думаю, я согласен, – ответил Игорь.

Саша и Игорь вернулись к Сергею Валерьевичу, и объявили, что они согласны.

– Очень хорошо, – ответил Колебошин. – Тогда я сейчас вам напишу порядок ваших действий.

Колебошин взял небольшой листик, писал что-то на нём несколько минут, затем дал Саше и Игорю. Вот что на нём было написано:

«Вот порядок ваших действий:

1. Вводите на клавиатуре парты времени 23 апреля 1992 года (это один день до того дня, когда у меня была двойка по контрольной);

2. Находите Серёжу (то есть меня);

3. Пытаетесь сказать ему, что у него будет контрольная, и что он должен готовиться к ней. Это должно сработать. Я, конечно, в прошлом не сильно хотел учиться, но когда дело доходило до контрольной, то усердно готовился;

4. Покупаете в буфете чай, заливаете в бак парты времени и отправляетесь обратно в настоящее – сюда.»

– Насчёт четвертого… Тут написано «покупаете в буфете чай, заливаете в бак парты времени». Что это означает?

– Ах, да… – сказал Сергей Валерьевич. – Парта времени работает на чае. В чаевом баке парты хватает чая только на одну дорогу. Потому перед обратным путём вы должны будете купить в буфете чай, и залить его в чаевой бак... В 1992 использовали немного другую валюту, чем сейчас. Я её вам дам – по крайней мере, на чай хватит. Есть ещё вопросы?

– Думаю, нет, – ответил Саша.

– Тогда вперёд!

Колебошин дал ученикам валюту того времени, в которое они должны были отправиться. Потом Игорь и Саша сели на парту времени и ввели на клавиатуре 23 апреля 1992 года. Затем повернули лопату-рычаг.

– Ни пуха, ни пера! – пожелал Сергей Валерьевич.

– К Сканави!!! – ответили ученики.

Раздалась вспышка, последовал грохот – и парта времени отправилась в прошлое.



В 1992 году восьмой кабинет, судя по всему, был заброшенный. Парт и стульев там не было, стояли только какие-то ящики.

Саша и Игорь вышли из восьмого кабинета и медленно приблизились к седьмому. Дверь седьмого кабинета была открыта.

В кабинете сидели ученики. Среди учеников узнали Сергея Валерьевича, однако помоложе, чем его привыкли видеть обычно.

– Так! 9-М! Тихо! – прокричал учитель.

– 9-М?! – хором воскликнули Саша и Игорь, причём так громко, что чуть не выдали своего присутствия. ­– Так значит, Сергей Валерьевич был отнюдь не физиком, а математиком!

Тем временем учитель снова прокричал:

– Серёжа, не катайся на стуле! А то ещё упадёшь, головой ударишься…

Учитель принялся рассказывать новую тему. А Серёжа Колебошин сидел, и всё катался да катался… В один момент его стул качнулся так сильно, что Сергей Валерьевич начал падать.

– Нет!!! – закричали Саша и Игорь и ворвались в класс. Они поймали Серёжу в полёте. И поймали вовремя. Ещё секунда – и он ударился бы головой.

Учитель обратился к Саше и Игорю:

– Я не знаю, кто вы, но я всё равно благодарю вас за своевременную помощь. Если бы не вы, то наш Серёжа ударился бы головой. Я надеюсь, что он больше не будет кататься на стуле.

– Рады были помочь! – сказал Игорь. Затем шёпотом скомандовал Саше: – Пошли! Быстро!

Два ученика вышли из класса.

– Саша, что мы наделали! Помнишь, Сергей Валерьевич говорил, что в детстве он катался на стуле, упал и стал физиком? А мы только что воспрепятствовали этому! Теперь он не станет учителем физики! И не изобретёт парту времени. Следственно, мы не сможем вернуться в будущее. Возможно, мы вообще исчезнем!

– Надо что-нибудь срочно придумать! – ответил Саша.

Тут прозвенел звонок.

К Саше и Игорю выбежал Серёжа Колебошин:

– Спасибо, что спасли меня! Не буду я больше кататься на стуле, после сегодняшнего.

Игорь и Саша мрачно переглянулись.

– Кстати, как вас зовут? Я – Сергей Колебошин.

– Я – Саша Чайковский, он – Игорь Вустянюк. Слушай, Серёжа, тут такое дело…

– Нет времени на разговоры, – ответил Серёжа. – Мне надо идти. Следующий урок – физика. Я собираюсь его прогулять. Если понадоблюсь, ищите меня в пятом кабинете, он будет пустой.

И Серёжа скрылся в толпе учеников.

– Что будем делать?

– Для начала предлагаю пойти посмотреть расписание.

Два ученика пошли к расписанию. В прошлом оно висело там же, где и в будущем. Вот что удалось узнать из расписания: только что у 9-М класса была алгебра в 7 кабинете. Будет физика в 6 кабинете. Расписание на следующий день было наоборот – первым уроком шла физика в 6 кабинете, вторым – алгебра в 7.

Прозвенел звонок на урок. Игорь и Саша решили пойти к буфету – посмотреть ради интереса, какая еда там продавалась в 1992 году. И они услышали разговор из 6 кабинета – в этом кабинете у 9-М шла физика, которую Серёжа Колебошин успешно прогуливал.

– Так… – проводил перекличку учитель. – Колебошин есть? Опять нету?! Вот прогульщик! Завтра у вас будет устная контрольная работа. Готовьтесь к ней. А Колебошин не узнает о ней и не подготовится – получит двойку. Вот чем закончатся его прогулы!

– Так вот оно что, – сказал Игорь. – Сегодня Сергей Валерьевич должен был упасть со стула, и стать физиком. Как говорил Колебошин, потом некоторое время он не мог прийти в себя. Значит, о контрольной по физике он предупреждён не был и написал её на двойку.

– Но сейчас положение не лучше, – ответил Саша. – Серёжа прогуливает урок, и о контрольной тоже не знает.

– Значит, мы должны пойти в пятый кабинет, и предупредить его.

Дверь в пятый кабинет была закрыта. Игорь и Саша подумали, что что-то напутали, либо Серёжа что-то напутал, и собрались уже уходить, как вдруг дверь в пятый кабинет открылась.

– Заходите! – сказал Серёжа, который был внутри.

Когда два лицеиста зашли в кабинет, Серёжа закрыл за ними дверь.

– Я закрываю дверь, чтобы учителя вдруг не вздумали зайти, – пояснил Колебошин. – Вас же я через щель в двери увидел и впустил. И я рад, что не одному мне хочется физику прогулять.

Затем заговорил Игорь:

– Мы только что проходили мимо шестого кабинета и слышали голос учителя. Он говорил, что знает, что ты прогуливаешь урок…

– Странно! – перебил Игоря Серёжа. – Раньше ведь наш учитель физики не догадывался, думал, что я болею.

– Так вот. Ваш учитель физики сказал, что…

Тут Серёжа побледнел, поднял указательный палец вверх, и проговорил:

– Тихо!

Настала тишина. И в той тишине был слышен большой топот, который всё приближался да приближался.

– Это они! – в страхе проговорил Серёжа.

– Кто они?

– Уборщицы!

– Уборщицы???

Тут кто-то попытался войти в класс.

– Только уборщицы могут ходить по Лицею с таким топотом! И они пришли за мной!

– За тобой? А что ты им такого сделал? И ты же запер дверь кабинета!

– Я-то запер, – ответил Сергей Колебошин. – Но у них есть ключи от всех кабинетов в Лицее. Как они могли догадаться, что я прогуливаю?

Тут кто-то воспользовался ключом и открыл дверь пятого кабинета. В класс зашли три уборщицы.

– Я так и знала, что этот негодяй прячется здесь! – прокричала одна из них. – Ещё и двух дружков с собой взял!

Серёжа не знал, что делать, однако ему в голову пришла неплохая мысль.

– Сергей Колебошин, за поломку парты в 16 кабинете, за опрокидывание стула с лестницы, за пролитие краски на пол в коридоре, за выкидывание глобуса в окно…

Игорь и Саша открыли рот от удивления. Оказывается, Сергей Валерьевич в детстве не только был математиком, не только прогуливал уроки, но ещё и бесился всеми возможными способами. Короче, был прототипом Феди.

– …за пролом потолка в 14 кабинете, за намазывание доски мылом в 19 кабинете…

Серёжа медленно пятился к окну.

– …за надпись «Прикоп жив!» на стенке чердака и за взрыв в 10 кабинете во время лабораторной работы вы приговариваетесь…

Серёжа рукой нащупал ручку окна.

– …к смертной казни шваброй!

В этот момент Серёжа распахнул окно, забрался на парту, и выбежал на улицу.

– СТОЙ!!! – заорали уборщицы.

Уборщицы побежали за Серёжей Колебошином.

– Мы же так и не успели предупредить Сережу о контрольной!

И Игорь и Саша тоже погнались за Серёжей.



У дороги стоял автобус. Этот автобус был очень кстати. Для Серёжи.

– СТОЙ!!! – заорали уборщицы.

– СЕРЁЖА!!! ЗАВТРА У ВАС КОНТРОЛЬНАЯ ПО ФИЗИКЕ!!! – заорали Саша и Игорь.

Однако голосов Саши и Игоря Серёжа не услышал, так как они потонули в криках и топоте уборщиц. Колебошин сел в автобус, и уехал. Уборщицы бросали проклятия в сторону Серёжи, затем посмотрели на Сашу и Игоря.

– Ой! – сказал Игорь. – Похоже, они сейчас набросятся на нас!

И два лицеиста пустились бежать к Лицею.



– Так! – изрёк Саша после того, как им удалось избавиться от погони уборщиц. – К сожалению, мы не успели предупредить Серёжу о завтрашней контрольной.

– Странным каким-то был в детстве Сергей Валерьевич. Всегда времени у него нету: то он спешит урок прогулять, то спасаться от уборщиц ему надо.

– Но у нас есть другая проблема, гораздо более важная, чем наличие двойки в его журнале. Мы должны сделать так, чтобы Серёжа упал со стула и стал физиком. И у меня есть план.

Игорь и Саша зашли в восьмой кабинет, в котором стояла парта времени.

– Мне нужно что-то острое, - объявил Саша.

Игорь и Саша начали рыться в ящиках, которые стояли в 8 кабинете. И удача улыбнулась им: они почти сразу нашли небольшую пилу (видимо, в этих ящиках завхоз прятал свои инструменты).

Затем два друга пошли в 7 кабинет, где у 9-М должна была на следующий день проводиться алгебра. Кабинет оказался пустым.

Саша нашёл тот самый стул за задней партой, на котором сидел Серёжа. И (стулья в те времена были ещё деревянные) подпилил ножки стула с помощью пилы.

– Отлично! – сказал Саша. – Завтра Серёжа Колебошин придёт сюда, сядет на стул и упадёт. Ударится головой, и станет физиком!

Это должно было сработать. Игорь и Саша хотели теперь вернуться обратно в будущее и сказать, что в прошлом Сергей Валерьевич был настолько непослушным, что им так и не удалось предупредить его о контрольной.

– Вот только одна проблема: мы чай забыли купить!

А буфет оказался уже закрыт. Пришлось ночевать в восьмом кабинете и покупать чай на следующий день.



Итак, на следующий день Игорь и Саша купили чай в буфете, и направились к восьмому кабинету.

Тут из шестого кабинета к ним выбежал радостный Серёжа.

– Спасибо, что предупредили меня о контрольной. Если бы не вы, я бы получил двойку.

– Мы? Э-э-э… Но мы же так и не успели предупредить тебя… Ты же не услышал наших криков тогда…

А Серёжа, улыбаясь, вынул из кармана бумажку. Вот что на ней было написано:

«Вот порядок ваших действий:

1. Вводите на клавиатуре парты времени 23 апреля 1992 года (это один день до того дня, когда у меня была двойка по контрольной);

2. Находите Серёжу (то есть меня);

3. Пытаетесь сказать ему, что у него будет контрольная, и что он должен готовиться к ней. Это должно сработать. Я, конечно, в прошлом не сильно хотел учиться, но когда дело доходило до контрольной, то усердно готовился;

4. Покупаете в буфете чай, заливаете в бак парты времени и отправляетесь обратно в настоящее – сюда.»

– Эта бумажка случайно попала ко мне в карман, – признался Серёжа. – Я и до этого замечал у вас какие-то странности: у вас немного другая одежда и манеры… А прочитав эту записку, я понял – вы из будущего. А я в будущем стану учителем физики, верно?

– Ну-у-у… Да, ты угадал.

– Странно, – ответил Серёжа. – Мне-то физика не нравится…

– Ничего, – ответил Саша. – Скоро физика тебе очень понравится!

– Ладно, так и быть. Не понимаю только, каким образом это произойдёт?

Тут прозвенел звонок.

– Всё, мне пора на алгебру.

– Погоди ещё немного, – сказал Игорь. – В будущем у тебя будет учиться такой ученик, как Фёдор Фролов. Однажды на уроке он будет кататься на стуле. Так вот: заставь его не кататься на стуле.

– Хорошо, – пообещал Серёжа. – До встречи в будущем!

И Серёжа побежал к 7 кабинету. Игорь и Саша тоже приблизились к 7 кабинету и начали смотреть.

Серёжа Колебошин извинился за опоздание, подошёл к своей задней парте, сел на стул и… свалился. План Саши прекрасно сработал.

Два друга подошли к 8 кабинету. Тут они услышали знакомый топот.

– Неужели опять?

Тут из-за угла выбежали уборщицы.

– Я всё поняла! – объявила главная уборщица. – Серёжа ни в чём не виновен. Во всех этих происшествиях виноваты эти два лицеиста! Они постоянно прогуливают уроки и скрываются в восьмом кабинете!

Игорь и Саша бросились к восьмому кабинету. Там они сели на парту времени. К ним приближались уборщицы, вооружённые швабрами.

– Быстрее! – сказал Саша Игорю. – Ты набирай дату на клавиатуре, а я волью чай в бак.

Когда всё было сделано, Игорь опустил лопату.

– На этот раз вы не уйдёте! – заорали уборщицы.

– Счастливо оставаться! – крикнул им Игорь. Затем парта времени, сопровождаемая вспышкой и грохотом, исчезла прямо перед носом у уборщиц.



Теперь восьмой кабинет был прежним: в нём не было ни ящиков, ни уборщиц.

– А где Сергей Валерьевич?

Игорь и Саша вышли из восьмого кабинета и встретили Федю. И Федя был в нормальном состоянии.

– Федя? Разве ты сегодня не свалился со стула?

– Нет! Разве вы не помните? Сегодня я катался на стуле, а Сергей Валерьевич мне говорит: «Федя, не катайся на стуле, физиком станешь!». Ну я ему поверил и перестал кататься.

– Молодец! – ответил Игорь и мысленно похвалил себя за то, что в прошлом сказал Серёже о Феде.

– А где сам Сергей Валерьевич? – спросил Саша.

Тут раздалась ослепительная вспышка, сопровождаемая грохотом. В воздухе появилась летающая парта времени, на которой сидел Сергей Валерьевич.

– О! – обрадовался он. – Наконец-то я вас нашёл. Вперёд! У меня для вас есть новое задание!

– С-сергей В-валерьевич? – дрожащим голосом проговорили Саша и Игорь. – Вы что, обнаружили ещё одну двойку в вашем журнале?

– Нет! – ответил Сергей Валерьевич. – Но я побывал в будущем. И я обнаружил двойки в вашем журнале!

Игорю и Саше казалось, что скоро они сойдут с ума.

Сергей Валерьевич подхватил Сашу и Игоря и посадил на свою парту времени.

– Вперёд! – закричал он. – Мы должны спасти вас от ваших двоек! Итак, в будущее!

И летающая парта времени, на которой сидели два лицеиста и учитель, с ослепительной вспышкой и грохотом отправилась в будущее.